АО "Узкимёсаноат"

О мерах по ускоренному развитию химической промышленности Республики Узбекистан

https://uzkimyosanoat.uz/ru/documents/presidents/pp3983

Принятые меры по внедрению рыночных механизмов реализации минеральных удобрений, реструктуризации задолженности предприятий химической промышленности способствовали их финансовому оздоровлению и повышению уровня загрузки производственных мощностей.

Вместе с тем сохраняются системные проблемы, ограничивающие дальнейшее развитие и диверсификацию химической отрасли, привлечение инвестиций в модернизацию действующих и строительство новых мощностей по производству химической продукции, расширение экспортных поставок.

В частности, низкая инвестиционная привлекательность и недостаточность собственных средств предприятий на развитие отрасли не позволяют внедрять передовые технологии по глубокой переработке сырьевых ресурсов, вследствие чего преобладающую долю в выпускаемой продукции занимают минеральные удобрения.

Отсутствуют фундаментальная научная база и современные проектно-инжиниринговые разработки в сфере производства химической продукции, учитывающие мировую тенденцию развития химической промышленности и значительный сырьевой потенциал республики.

В целях дальнейшей диверсификации химической отрасли, привлечения прямых инвестиций в создание новых производств и расширение номенклатуры востребованных на внутреннем и внешнем рынках видов продукции, создания современной научной и проектной базы с привлечением ведущих зарубежных институтов, а также повышения финансовой устойчивости предприятий АО "Узкимёсаноат":

1. Определить основными направлениями дальнейшего развития и диверсификации химической отрасли республики:

2. Утвердить "Дорожную карту" по реализации основных направлений расширения и модернизации производственных мощностей, углубления переработки базовой продукции, рационального использования активов и внедрения современных методов управления в деятельность АО "Узкимёсаноат" (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 1, предусматривающую увеличение в 2018-2030 годах выпуска химической продукции - в 4,5 раза, в том числе минеральных удобрений - в 2 раза (с 1,2 млн тонн до 2,4 млн тонн), экспорта продукции - в 4 раза, а также диверсификацию отрасли путем доведения доли продукций органической химии с 7 до 54 процентов, путем:

а) организации в краткосрочный период (2018-2020 годы) производства:

фосфорных удобрений на АО "Аммофос-Максам" за счет модернизации действующих производств с увеличением выпуска фосфорных удобрений на 20,0 тыс. тонн (в 100-процентном исчислении питательного вещества);

поливинилхлорида мощностью 100 тыс. тонн, каустической соды - 75 тыс. тонн, метанола - 300 тыс. тонн на АО "Навоиазот";

азотной кислоты мощностью 500 тыс. тонн на АО "Навоиазот";

аммиака мощностью 660 тыс. тонн, карбамида - 577,5 тыс. тонн на АО "Навоиазот";

современных полимерных обоев мощностью 7,8 млн единиц на АО "Ферганаазот" с привлечением прямых иностранных инвестиций;

в проектных объемах горнодобывающего комплекса в рамках инвестиционного проекта "Расширение производственных мощностей Дехканабадского завода калийных удобрений" (II этап);

б) реализации в среднесрочный и долгосрочный периоды (до 2030 года) перспективных инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию производства химической продукции, увеличение выпуска минеральных удобрений и химических средств защиты растений, развитие органической химии, в том числе производства полимерной продукции, синтетических волокон, резинотехнической и другой готовой продукции.

При этом реализация 29 инвестиционных проектов по модернизации, расширению и созданию новых перерабатывающих производств расчетной стоимостью проектов 4,8 млрд долл. США осуществляется, преимущественно, с привлечением прямых иностранных инвестиций.

3. АО "Узкимёсаноат" с целью ускорения реализации инвестиционных проектов по:

модернизации, расширению и диверсификации производств АО "Ферганаазот" и АО "Кукон суперфосфат заводи" в срок до 30 декабря 2018 года обеспечить завершение независимой оценки активов данных обществ в целях реализации иностранным инвесторам;

строительству завода по производству аммиака и карбамида в городе Янгиере Сырдарьинской области обеспечить в трехмесячный срок заключение контракта на разработку предварительной проектной документации инвестиционного проекта с зарубежной компанией, имеющей опыт работы в химической отрасли, в порядке исключения на основе прямых переговоров, с последующим проведением комплексной экспертизы контракта в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан";

строительству комплекса по производству фосфорных удобрений в Навоийской области совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям обеспечить разработку в срок до 1 августа 2019 года концепции реализации инвестиционного проекта на основе оценки (экспертизы) месторождений фосфорного сырья международной организацией.

4. Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством экономики, Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее - Фонд) и АО "Узкимёсаноат" определить по результатам разработки проектной документации конкретные источники финансирования перспективных инвестиционных проектов, указанных в "Дорожной карте".

При этом установить, что реализация новых инвестиционных проектов по модернизации, расширению и созданию новых перерабатывающих производств в химической отрасли осуществляется, преимущественно, за счет привлечения прямых инвестиций.

5. Принять к сведению, что с привлечением международных консалтинговых компаний ведется работа по повышению инвестиционной привлекательности предприятий отрасли и энергоэффективности в производстве минеральных удобрений.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 15 апреля 2019 года внести предложения по реформированию системы химической промышленности и повышению ее инвестиционной привлекательности с учетом рекомендаций международных консалтинговых компаний.

6. Возложить персональную ответственность на:

Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. - за осуществление строгого контроля над обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой";

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова А.С. - за координацию деятельности министерств и ведомств по своевременной реализации и вводу объектов химической отрасли, а также выполнение мер, предусмотренных "Дорожной картой";

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С.Р. - за привлечение средств международных финансовых институтов и организаций, а также поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в химическую отрасль;

председателя правления АО "Узкимёсаноат" Абдуллаева А.А. - за своевременное освоение привлекаемых средств, а также обеспечение завершения строительства объектов по инвестиционным проектам и выхода их на проектные мощности строго в установленные сроки.

7. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, АО "Узкимёсаноат" о:

реализации частным инвесторам по рыночной стоимости государственной доли и доли АО "Узкимёсаноат" в уставных капиталах АО "Самаркандкимё", СП АО "Электрохимзавод" и АО "Жиззах пластмасса", а также государственной доли в уставном капитале АО "Ферганаазот", в том числе с условием принятия инвестиционных и социальных обязательств;

передаче в уставный капитал АО "Узкимёсаноат" государственной доли в уставном капитале АО "Узкимёсаноатлойиха" по номинальной стоимости и имущественного комплекса Кызылкумского фосфоритного комбината ГП "Навоийский ГМК" по остаточной балансовой стоимости в качестве вклада государства;

реализации по "нулевой" выкупной стоимости неиспользуемых объектов (включая цеха, объекты и прилегающие к ним территории) АО "Ферганаазот" общей площадью 6,5 га на промышленной площадке N 3 с условием принятия инвестиционных обязательств;

заключении инвестиционного соглашения с СП ООО "ECO TECH GROUP", имеющим запатентованную технологию, о безвозмездной передаче отходов производства капролактама для утилизации и переработки с условием принятия инвестиционных и социальных обязательств;

внедрении с 2020 года акционерными обществами, входящими в структуру АО "Узкимёсаноат", порядка публикации ежегодной финансовой отчетности и проведении ее внешнего аудита в соответствии с Международными стандартами аудита и Международными стандартами финансовой отчетности;

внедрении до 2021 года на основе международного опыта информационных систем управления инвестиционными и производственными процессами, материальными и финансовыми ресурсами, современных методов мотивации труда работников с применением показателей повышения эффективности.

8. Разрешить Фонду и рефинансирующим коммерческим банкам предоставлять АО "Узкимёсаноат" и входящим в его структуру хозяйственным обществам кредиты на разработку проектной документации и выполнение изыскательских работ в целях подготовки новых инвестиционных проектов в химической промышленности.

Установить, что:

кредиты Фонда на подготовку новых инвестиционных проектов предоставляются в размере, указанном в договоре, но не более в эквиваленте 5 млн долл. США;

размер кредита Фонда на подготовку новых инвестиционных проектов может быть увеличен до эквивалента 10 млн долл. США по проектам, финансирование подготовки которых осуществляется совместно с иностранными инвесторами;

основанием для выделения средств Фонда являются согласованное с отраслевым научно-техническим советом техническое задание, заключенный контракт на разработку предпроектной документации и выполнение изыскательских работ, прошедшие экспертизу в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан";

кредиты Фонда в соответствии с настоящим пунктом предоставляются по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям;

кредиты Фонда рефинансируются через обслуживающие банки и выделяются сроком на 5 лет, включая льготный период - 3 года, с процентной ставкой 2,25 процента годовых, включая маржу рефинансирующего банка в размере 0,25 процента годовых в период до пуска проекта в эксплуатацию;

кредиты и затраты по их обслуживанию включаются в стоимость проектов при утверждении технико-экономического обоснования и погашаются за счет доходов от реализации проектов, полученных после ввода объектов в эксплуатацию, и средств Фонда в установленном порядке, от реализации проектной документации инвесторам и доходов от общехозяйственной деятельности заемщика или средств АО "Узкимёсаноат".

9. Согласиться с предложением АО "Узкимёсаноат", Государственного комитета по инвестициям и Министерства экономики Республики Узбекистан о создании в сотрудничестве с Корейским исследовательским институтом химических технологий (KRICT) научно-исследовательского и проектного института - Центр химических технологий (далее - Центр) на базе ООО "Ташкентский научно-исследовательский институт химической технологии" и АО "Узкимёсаноатлойиха".

Государственному комитету по инвестициям, АО "Узкимёсаноат" и Министерству иностранных дел Республики Узбекистан обеспечить привлечение кредита Эксимбанка по линии EDCF (Республика Корея) в размере 50 млн долл. США и грантовых средств для организации деятельности Центра.

АО "Узкимёсаноат" совместно с Государственным комитетом по инвестициям и Министерством финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации деятельности Центра с определением источников финансирования его деятельности.

10. Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить капитализацию дивидендов (за исключением дивидендов в размере 30 процентов, подлежащих направлению в Государственный бюджет Республики Узбекистан) по доле государства в уставных капиталах АО "Узкимёсаноат" и входящих в его состав хозяйственных обществ, начисляемых по итогам 2019-2021 годов, с условием их направления на финансирование инвестиционных проектов, в том числе погашение кредитов и займов, привлеченных для реализации инвестиционных проектов.

11. Согласиться с предложениями Министерства экономики, Министерства финансов, Центрального банка, Фонда, коммерческих банков и АО "Узкимёсаноат" о реструктуризации обязательств АО "Узкимёсаноат" и предприятий, входящих в его структуру, по кредитам Фонда и Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан согласно приложению N 2.

Министерству финансов Республики Узбекистан внести в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам предприятий АО "Узкимёсаноат" изменения, вытекающие из настоящего постановления.

12. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 3.

13. АО "Узкимёсаноат" совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова А.С.

Ш. Мирзиёев

Президент Республики Узбекистан                                                   

 

Полный текст постановление